Уклонение от налогообложения – умышленная неуплата налогов
Федеральная налоговая служба совместно со Следственным комитетом РФ в целях обеспечения экономической безопасности и реализации полномочий, возложенных на них, выпустили Методические рекомендации по установлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле налогоплательщиков умышленной неуплаты налогов и уклонения от налогообложения.
Методические рекомендации были опубликованы Письмом ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 года.
В Рекомендациях обозначено, что налоговым и следственным органам нужно учитывать, что уклонение от налогообложения, неуплата налогов, может быть следствием, как умышленных (виновных), так и неумышленных действий.
Умышленная неуплата налогов в результате неверного исчисления налогов и сборов, занижения налоговой базы влечет за собой 40-процентный штраф от неуплаченной суммы.
Не умышленная неуплата налогов, совершенная по неосторожности влечет штраф в меньшем размере – 20% от неуплаченной суммы.
Уклонение от налогообложения признается совершенным умышленно, если лицо, которое его совершило, полностью осознавало характер своих действий или сознательно допустило наступление вредных последствий.
При этом, не допускается уличение виновности на основании предположений, соображений вероятности и иных фактов.
Доказывание факта уклонения от уплаты налогов состоит не только в выявлении, но и в документальном закреплении выявленных обстоятельств, прямо и косвенно указывающих на совершение противоправных действий.
В Методических рекомендациях очень подробно описан алгоритм действий при проверке фактов уклонения.
В первую очередь исследуют должностных лиц организации, в результате действий которых, произошло налоговое правонарушение. Обычно это руководители, главный бухгалтер или бухгалтер, если в штате нет главбуха.
При этом, необходимо учитывать, что простые рядовые сотрудники организации без соответствующих полномочий не являются должностными лицами.
После установления виновных должностных лиц и факта уклонения от налогообложения, проверяют внешние источники, из которых возможно определить умысел совершенного деяния.
Если внешних источников нет, то используются методы налогового контроля: допросы, пояснения налогоплательщиков, выемка документов, осмотры, направления запросов в банки, контрагентам и т.п.
Классической схемой уклонения от налогообложения считаются фиктивные сделки. В рамках налоговой проверки налогоплательщику придется доказывать отсутствие фиктивности сделки. Таким образом, следует знать, что основных первичных учетных документов не достаточно для подтверждения конкретной сделки, необходимы дополнительные документы, например, заказы-наряды, переписка с контрагентом, приказы, допуски, журналы инструктажей и прочая документация, которая может подтвердить реальность выполненных работ или услуг, приобретения товаров.
Например, чтобы подтвердить факт выполнения подрядных работ, можно предоставить письма контрагентов с просьбой допустить их работников до объекта, журнал проведения инструктажа, в которых есть их подписи, копии удостоверений или паспортов работников подрядчика и пр.
Еще одна схема уклонения от налогообложения – дробление бизнеса с целью применения специальных налоговых режимов.
Обнаруживается эта схема налоговиками достаточно просто, т.к. при этом сделки нескольких налогоплательщиков проводятся в одном офисе, на одном складе или в одном торговом помещении. Работники трудятся на все фирмы одновременно. Этот факт выявляется простым опросом работников этих организаций, ведь ни один работник не будет защищать работодателя, если ему расскажут о последствиях от дачи заведомо ложных показаний.
Следующей схемой уклонения от налогообложения является необоснованное применение налоговых льгот.
Самый часто встречающийся способ при этой схеме– привлечение общественной организации инвалидов в качестве подрядчиков с целью уклонения от исчисления НДС.
Не следует забывать и о схеме уклонения от налогообложения в виде подмены гражданско-правовых отношений.
Так, недобросовестные налогоплательщики в целях уклонения от уплаты налогов, документально подменяют одни правоотношения с другими.
Например, для того, чтобы не уплачивать НДС с полученного аванса, заключается договор займа, или вместо договора купли-продажи заключают договор комиссии, при этом платят налоги не со всей суммы реализации, а только с агентского вознаграждения.
Стоит отметить, что в данном письме налоговым органам рекомендовано привлекать к выездным налоговым проверкам сотрудников ОВД.
Вывод:
При оптимизации налогообложения, стоит внимательно изучить вышеупомянутое Письмо ФНС и Методические рекомендации, чтобы не допустить в своей работе схем оптимизации, которые налоговые органы смогут классифицировать как уклонение от налогообложения или умышленная неуплата налогов.
Опубликовано 12.12.2017
Если вам понравилась статья — поделитесь!