Инвентаризация основных средств
Методика, правила и особенности проведения инвентаризации основных средств в организациях утверждены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 от 10.06.95 в редакции Приказа Минфина № 142н от 08.11.2010.
Юридические лица вправе самостоятельно, как разрабатывать методику проведения инвентаризации основных средств, так и определять ее периодичность. Чаще всего инвентаризацию основных средств проводят 1 раз в 3 года или 1 раз в 5 лет. При передаче основных фондов от одного материально-ответственного лица другому и смене материально-ответственного лица, инвентаризацию основных средств проводят в день передачи основных средств. Предприятие может по своему усмотрению, инвентаризировать свое имущество ежегодно. Даты проведения инвентаризации основных средств, по обычаю, устанавливают в период с 1 октября по 31 декабря.
Для очередного проведения инвентаризации основных средств выпускают организационно-распорядительный документ (ОРД), в котором определяется инвентаризационная комиссия. Приказ или распоряжение утверждает руководитель. В комиссию могут входить технические специалисты, инженеры, бухгалтеры и пр. Материально-ответственные лица не могут быть членами комиссии. Перед назначением сотрудников в инвентаризационную комиссию, необходимо удостовериться, чтобы во время проведения инвентаризации основных средств они присутствовали на рабочем месте, т.е. не были в отпуске, командировке, на обучении. Если по какой-либо причине хоть один из членов комиссии будет отсутствовать, то нужно внести изменения в ОРД (приказ, распоряжение) о замене.
До начала инвентаризации материально-ответственное лицо ставит подпись в расписке, тем самым подтверждая, что все первичные документы представлены в бухгалтерию для учета.
При инвентаризации основных средств, все члены комиссии и председатель проверяют и осматривают все имущество (движимое и недвижимое), объекты природных ресурсов (земля, водоемы), арендованные основные фонды и сданные в аренду, имущество на ответственном хранении. Причем, на каждый вид имущества, составляется отдельная опись инвентаризации.
На каждом объекте основных средств должен быть проставлен инвентарный номер по данным бухгалтерского учета.
Помимо фактического наличия основных средств инвентаризируются документы, подтверждающие, что указанные объекты находятся в собственности, аренде или ответхранении.
Если в момент инвентаризации основных средств было обнаружено имущество, не пригодное к эксплуатации, на него составляется отдельная опись, на основании которой далее принимается решение о списании.
При обнаружении ошибок в технических характеристиках, заводских номерах и иных сведениях, в опись записываются верные сведения, которые затем подлежат уточнению в бухгалтерском учете.
При выявлении не учтенных объектов, они включаются в сличительную и инвентаризационную опись по рыночной цене, износ имущества при этом рассчитывается с учетом срока эксплуатации и технических документов.
При выявлении недостачи, комиссией делается отметка в описи об отсутствии основного средства, составляется сличительную ведомость, требуется объяснение от материально-ответственного лица, для принятия мер.
В инвентаризационной описи основных средств заполняется фактическое наличие имущества и наличие основных средств по данным бухгалтерского учета. Закрашивание, помарки, подчистки не допускаются. Все исправления должен заверить председатель , все члены комиссии и материально-ответственное лицо.
Цель инвентаризации основных средств – проверка фактического наличия основных средств, числящегося балансе и за балансом организации, выявление фактов хищения, нарушения эксплуатации, порчи и иных злоупотреблений.
Опубликовано 16.10.2017
Если вам понравилась статья — поделитесь!