Публикации

Налоговый консультант Кофанова Наталья Юрьевна

Борьба с контрафактом вышла на новый уровень

«1C:Бухгалтерия 8 для Беларуси» - программный комплекс для любого предприятия

Общий уровень бухгалтерского обеспечения

Способы финансирования собственной компании

Ученический договор как способ налоговой оптимизации: что можно, а что нельзя?

Осмотр как вид налогового контроля: нюансы и недопустимые доказательства.

Налоговый консультант Ярмолинская Юлия Михайловна

Споры о расторжении договора
Данный материал поможет разобраться в особенностях расторжения договора, а также в спорах, связанным с этим процессом. Не следует путать споры о расторжении договора с конфликтами о незаключенных или недействительных договорах.

Права беременных на работе

Пишем в ФНС или Минфин: зачем и как?

Налоговый консультант Волынец Гульнара Исхаковна

ВЭД-Декларант
Программа ВЭД-Декларант поможет эффективно оформлять любые документы, связанные с таможенным декларированием товаров. Рекомендуется к использованию таможенникам России и бывшего СНГ.

Налоговый консультант Архипова Анна Владимировна

Штраф за несвоевременную оплату НДФЛ: как его избежать?

Как определят, относится ли имущество к недвижимому

18-20: НДС - старые правила с новой математикой

Как в жизни работает подход - онлайн-сервис вместо бухгалтера

Выплата зарплаты по просьбе работника на карту другого человека

Бизнес в социальных сетях – способы снижения рисков





Плач по онлайн-кассам. 54-ФЗ как худший пример законотворчества.

(Гревцова А.В., член Палаты налоговых консультантов, директор ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»)

Закон 54-ФЗ отредактировали. Да так, что те действия, осуществление которых он подразумевает, пока больше напоминают театр абсурда в сфере расчетов, а также свидетельствуют о полном отсутствии какого-либо понимания механизмов расчетов в бизнесе у законодателей.

Цели закона (ст. 2) обозначены как очень благородные:

-обеспечение интересов граждан и организаций;

-защита прав потребителей;

-обеспечение установленного порядка осуществления расчетов;

-полнота учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Теперь посмотрим, что предусмотрел в итоге законодатель для достижения этих целей.

1. Скорректировал определение расчетов. Под расчетами теперь понимается буквально всё. Это прием и выплата денежных средств наличными деньгами и в безналичном порядке. Далее, дополнительно сказано, что под расчетами понимаются также прием и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты, зачет и возврат предварительной оплаты, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг. В связи с расширением понятия «расчеты» изменено название Закона №54-ФЗ. Из него убрали слова «о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием электронных средств платежа» и получилось «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Здесь напрашивается вопрос, почему закон не назвали « О применении контрольно-расчетной техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», так как к термину касса и его определению из учебников по экономике многое из того, что в нем написано, не имеет никакого отношения.

2. Уточнил понятие безналичных платежей. В общем случае, теперь все платежи без прямого контакта покупателя и пользователя (субъекта бизнеса) – относятся к безналичным платежам, и все субъекты бизнеса от мала до велика обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека в электронной форме на телефон либо адрес электронной почты, указанные клиентом до совершения расчетов за редким исключением.

3. Обозначил момент передачи чека при безналичных расчетах в разных случаях (статья 1.2, п.5.3, 5.4):

- если продается товар, то в электронной форме на телефон или адрес электронной почты не позднее рабочего дня, следующего за расчетом, но не позднее даты передачи товара. Оплата- сегодня, товар- сегодня, чек- сегодня. Оплата- сегодня, товар -через неделю, чек -не позднее завтра.

- чек на бумаге передается вместе с товаром, если электронно не отправили;

- если продается работа, услуга, то чек передается на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем (субъектом бизнеса) без направления клиенту такого кассового чека в электронной форме.

4. Зафиксировал, что с 01.07.2019 чеки надо выбивать и при расчетах наличными или с предъявлением электронных средств платежа (видимо речь идет о банковской карте) между организациями и ИП, в чеке при этом надо дополнительно указывать:

- наименование покупателя (клиента) (наименование организации, ФИО ИП);

-ИНН покупателя;

-сведения о стране происхождения товара;

-регистрационный номер таможенной декларации.

5. Скорректировал, уточнил случаи неприменения ККТ:

-продажа газет, журналов в бумажной форме;

- разносная торговля в том числе в самолетах, поездах;

- при безналичных расчетах между организациями и ип, за исключением осуществления ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

6. Пересмотрел предпринимателей на патенте, которые обязаны использовать ККТ, начиная с 01.07.2019. Кому «повезло» больше других? Предприниматели, занимающиеся следующими видами деятельности: парикмахерские услуги, ремонт техники, автотранспортные услуги, ветеринарные услуги; услуги по прокату; розничная торговля; производство молочной продукции, ремонт компьютеров и некоторые другие. Радует одно, остальным предпринимателям на патенте, применять ККТ не надо в принципе. Сроков не указано. Но мы с вами знаем, что из необязанных применять в обязанных применять перевести можно одним росчерком на бумаге законодательной мысли. Интересно, чем ИП- ателье так уж сильно отличается от ИП-парикмахерской? Только вот ИП-ателье на патенте освобождены от применения ККТ, вроде как пока бессрочно, а вот ИП-парикмахерские обязаны ККТ поставить, начиная с 01.07.2019.

7. Освободили от применения ККТ расчеты по оплате парковки на территории земельных участков, принадлежащих субъектам РФ, муниципальным образованиям, короче говоря, государству. Правда есть условие- освобождение действует при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в Казначействе, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств. А как же цель закона- контроль за полнотой учета выручки? Кто и как проверит тот самый заявленный полный объем в разрезе каждого расчета?

Вопросы, которые хочется задать дополнительно, учитывая цели закона.

1. Человек- физическое лицо, оплачивая нечто безналичным способом, имеет все, чтобы подтвердить платеж и быть защищенным с точки зрения закона о правах потребителя. Вопросы ранее действительно возникали с платежами в интернете (когда вводился номер карты и все, на руках ничего не оставалось кроме записи по счету карты, которую надо было отыскать в каком-нибудь интернет -банкинге). Но для того, чтобы решить этот вопрос не надо было городить огород, достаточно было всего лишь уточнить понятие электронных расчетов, а не мешать в кучу все. Какая-то гиперопека над потребителем получается.

2. Контроль за полнотой выручки- цель хорошая и правильная, но не решаемая путем обязания всех и всюду нажимать кнопку ККТ. Кто ее не нажимал раньше, того и онлайн-касса не испугает. Более того, под ККТ завели безналичные расчеты. Зачем? Что мне видется в ближайшем будущем. Источник данных один- платеж физлица. Поступать данные о нем будут в инспекцию по двум каналам: через онлайн-кассы и через выписку по расчетному счету. Кто верит в то, что инспектор будет сидеть и разбираться, вот этот платеж- безналичный с электронным средством платежа, поэтому то, что поступило в виде данных по кассе считать в налоговую базу не надо, так как он уже учтен как безналичный платеж? Я вот, исходя из опыта налогового консультанта, в это не верю. Будут электронно формироваться тысячи писем с требованием дать пояснения, почему сумма заявленной выручки в декларации не идет с оборотами по кассе и расчетному счету. Рядовой инспектор не может сам разобраться почему выручка в декларации по налогу на прибыль и в декларации по НДС не сходится, а тут на него возлагается, на мой взгляд, непосильная ноша, вычистить двойной оборот. Да и главное, зачем, с какой целью надо задваивать данные, поступающие в инспекцию?

3. Есть целый ряд вопросов к Минфину по поводу учета таких чеков. Чек-это первичный учетный документ. И по всей логике его бы надо отразить в учете как факт хозяйственной жизни. Но как отразить то, чего не было! Никто не приходил, деньги не приносил. Человек пошел в банк, к специалисту, к банкомату по приему платежей или зашел в свой личный кабинет Интернет-банкинга и совершил БЕЗНАЛИЧНЫЙ ПЛАТЕЖ. Допустим за товар. В этот же день человек поехал за товаром, у него на руках, как правило, платежная квитанция, или чек-ордер. Ему на это теперь продавец должен дать чек. Для чего? Выручка? Посчитана-деньги прошли по расчетному счету. Защита прав потребителей? Защищен- у человека на руках платежный документ. Ответ один- для того, чтобы исполнить 54-ФЗ.

Ну и вопрос, теперь как отразить хозяйственную операцию, на каких счетах?

4. Про услуги. При дистанционном оказании услуг, пользователь (то есть компания) и физлицо могут не увидеться никогда. Пример консультации по скайпу. Означает ли это, что касса не нужна, учитывая, что при оказании услуг, чек передается при встрече с покупателем, или надо ее купить на тот случай, а вдруг кто задумает заглянуть. Тут главное не забыть, что полгода назад ему оказывались услуги и выбить тот самый чек, обнявшись при встрече.

5. А еще есть категория физических лиц, у которых нет смартфонов и электронной почты. Боюсь, что простой сотовый кнопочный телефон не способен защитить права потребителей в рамках 54-ФЗ.

6. Теперь цитата из Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. «Важно поддержать начинающих предпринимателей, помочь людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть свое дело буквально одним кликом… Что касается предпринимателей, которые используют контрольно-кассовую технику, то им налоговую отчетность нужно решительно упростить. …

Но в то же время рассчитываю, что российский бизнес будет наращивать свой вклад в прорывное развитие страны, а уважение к предпринимательскому труду в обществе будет расти. Это очень важно… Нам нужно не только выстроить современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной и комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином.»

У меня, например, не появилось желание наращивать свой вклад в прорывное развитие страны, открывать бизнес. Да и система взаимодействия с государством на фоне прочтения 54-ФЗ понятней не стала. Более того, кто читал 54-ФЗ, тот знает, понять, что там написано с первого раза, не подняв законы ранее его изменяющие, невозможно. Невозможно нам, людям, профессионально занимающимся чтением законов. Что говорить о простом индивидуальном предпринимателе?

7. Еще лирика из Послания Президента. Цитата: «Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности и быть жестко нацелены на получение конкретного результата... Именно в такой логике нужно перестроить всю систему государственной службы, там, где это целесообразно, - внедрить проектные методы работы.»

Хорошо сказал Президент, правильно. А теперь Цитата ст.1.1 все того же закона как пример безответственного подхода к своей работе «Бенефециарным владельцем руководителя, главного бухгалтера….считается это лицо…» Рабства в России нет с 1861 года, но в 2018 году появилось бенефициарное владение руководителем и главным бухгалтером. Конечно, можно догадаться, что на самом деле имеется в виду, но ведь это надо а)догадаться и б) а вдруг все-таки действительно у директора и бухгалтера теперь есть владельцы. Закон готовился в спешке, без продумывания используемых терминов, связок. Отдельные предложения настолько сложно сочинены и сложно читаемы, что могу предположить, что полетят в Минфин сейчас запросы со всей страны с вопросами. Остается только надеяться, что во исполнение обозначенных Президентом задач, для кого-то из Минфина 54-ФЗ станет -таки личным проектом, за который он будет нести ответственность в рамках нацеленности на получение конкретного результата, потому как пока этот закон напоминает квест, выйти живым из которого получится не у каждого.

Ну и напоследок, как там у Минфина принято…Настоящая статья не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Настоящая статья выражает частное мнение автора по принятым поправкам к 54-фз- и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от мыслей, изложенных в настоящей статье. Как-то так… Пошла писать запрос в Минфин. 

Автор Налоговый консультант Гревцова Анастасия Владимировна

Опубликовано 05.09.2018

Если вам понравилась статья — поделитесь!


Возврат к списку